Взросление

Пара слов о том, кто такой взрослый человек (не по паспорту, а психологически и поведенчески) и когда он им становится.

Если кратко, то определение очень простое:
Взрослый человек в своей жизни руководствуется своими интересами, ребёнок – интересами окружающих.
Ещё проще:
Взрослый слушает и слушается себя, ребёнок – других.

Причина этого проста и биологически обусловлена: ребёнок – он слабый и сам себя прокормить и защитить не может. Физически не может. А если он при этом будет ещё выпендриваться – получит по морде от более старших. И это ещё хорошо что сегодня только по морде получит – раньше вообще прибили бы. Поэтому выпендриваться нельзя, а можно и нужно слушать и слушаться старших – чтобы взамен они его покормили, одели, научили как жить, защитили, не прибили и так далее.

Но ребёнок растёт (физически) и вот он уже становится более-менее большим и физически тоже более-менее сильным. Делать он тоже уже кое-что способен. Мы видим уже подростка лет двенадцати, которого так просто не пришибёшь.

То есть по всем признакам подростку пора оторваться от маминой юбки, перестать бояться и начать жить самому (и своим умом). В прежние времена в этом возрасте уже женились (выходили замуж), воевали, работали по полной. И были в прежние времена разные ритуалы инициализации для перехода из состояния “ребёнок” в состояние “взрослый”.

Некоторые эти ритуалы первобытных племен, дожившие до 20 века можно найти и почитать в сети – они доступны. Если отойти от декораций, эмоций и прочей шизы – то суть одна: через новую ситуацию и эмоциональный стресс переключить подростка из ориентации на маму, из ожидания что о тебе будут заботится другие (это особенно для мальчиков), из ориентации на эгоизм и нарциссизм (а вот это уже особенно для девочек; сюда же кстати корнями уходит и идея что “всем мужикам только ЭТО и надо” и что ЭТО якобы суперценно) – в понимание того, что жить придётся своим умом, своими умениями и вообще ты особо никому сам по себе нахрен не сдался. Хочешь жить – живи сам. Докажи что ты чего стоишь.

Это конечно только первый этап – умение жить самостоятельно. Будет потом и второй этап – умение внести свой вклад в общество (заботиться, помогать, вести, развивать…), умение любить, но до него тоже ещё надо дозреть и это будет позже.

Именно это становление взрослого – умение жить своим умом – и рождает такие поведенческие качества как:
– Умение принимать решения. А кто ещё за тебя его примет? Другие ведь решат в своих интересах, а не в твоих.
– Ответственность. Кроме тебя самого никто о тебе уже заботиться особо не будет. Сопли за тобой вытирать некому. А значит только от тебя зависит как ты будешь жить. Отвечаешь – только ты. Остальным то ты глубоко пофиг. Кстати, производная от этого – самодисциплина. Нет дисциплины – не сможешь сделать вовремя и с нужным качеством.
– Нацеленность на результат. Нет результата (добычи на охоте, собранного урожая, сделанной в срок качественной работы…) – нет еды и ты умер от голода. Всё. То что ты “старался” – фиолетово. Кстати, производная от этого – конкретность. Расплывчатость не приводит к результатам.
– Практичность и реализм. Только красивыми словами и шизой сыт не будешь.
– Жёсткость. Своё надо защитить и продвинуть. Самому.

Это и есть взрослый человек – человек, который знает что хочет и может этого добиться.
Много ли вы видите таких вокруг? Или всё больше нытья и соплей по поводу того что кто-то там плохо делает, плохо о нас заботится, ведёт себя несправедливо, не хочет нас защитить, накормить и вообще помочь?

Я вот на днях решил посмотреть новости по первому каналу. Давно не смотрел уже и решил глянуть что там нынче пиарят. Блок политических новостей – это что-то! Весь блок ведущие обиженным тоном говорили что США и прочие ведут себя несправедливо, последние 20 лет (!) думают только о себе (!!!), укрепляют только свою безопасность (и не укрепляют безопасность других стран). А под конец Леонтьев прям 5 минут просил у американцев “ну обратите наконец на нас внимание! мы специально для вас даже фейк с фоткой сделали – хотя бы поругайте нас! ну пожалуйста, заметьте!”

Это типично детское поведение:
– попытка обратить на себя внимание (если не заметят – то не позаботятся – а сам я выжить не смогу – и тогда умру),
– просьба к взрослым позаботиться о моей безопасности (сам не смогу себя защитить).
Для ребёнка это нормальное и единственно возможное поведение. Для взрослого – нон грат.

Сегодняшнее общество не способствует взрослению. Более того – оно специально его тормозит. Разработаны спец механизмы и институты общества, подавляющие взросление. Школа/ВУЗ (воспитание послушания), правоохранительные органы и армия (силовое подавление и принуждение), поп/рок музыка, спортивные фанаты (сброс энергии на холостом ходу). Запреты сексуальности, самостоятельности (смотри Уголовный кодекс).

У этого есть ряд причин:
– Повышение стабильности общества. Большинство правонарушений совершают подростки. Если дать им “волю” – они могут сильно раскачать и дестабилизировать общество.
– Повышение обучаемости. Учиться нынче приходиться всё больше и больше. А значит дольше. А значит надо продлить “состояние ребёнка”.
– Сохранение власти. Взрослый – он явный конкурент власти. Он сам захочет войти в элиту. А кому нужны конкуренты?
– Повышение управляемости. Управлять детьми проще чем взрослыми.

Но это всё в мирное стабильное время. А оно закончилось. Началась эпоха перемен. Началась война. А значит скоро понадобятся взрослые – воевать и создавать новое будущее. Или как минимум чтобы просто выжить.

 

Этапы взросления

Ребёнок начинает взрослеть с первых дней жизни. Да, конечно, оставаясь на первом этапе в рамках ребёнка, но потихоньку готовит всё необходимое для того, чтобы стать взрослым. Посмотрим на эти этапы. Для удобства будем использовать общепринятые наименования этапов и вех.

1 этап – кризис автономии (1-1,5 года). 
Ребёнок впервые становится не чистым симбиотом, а уже может действовать автономно и по своему разумению (т.е. появляется возможность действий исходя из чисто своих желаний). Появляется некоторая самостоятельность действий.

2 этап – кризис негативизма (кризис 3-х лет).
Ребёнок начинает говорить «нет», т.е. начинает отрицать чужое мнение, чтобы расчистить место и начать выработать своё мнение. Начинается образовываться личность, т.е. самостоятельный индивидуум, который уже не слепо слушается родителей, а пытается формировать своё мнение, свои интересы в этом мире. Начинает формироваться сознание.

3 этап – развитие предприимчивости инициативы (4-5 лет).
Ребёнок начинает придумывать игры. Не просто что-то делать, а придумывать сюжеты, смыслы и организовывать деятельность в рамках своих правил. Первая стадия подготовки к ведению своего дела.

4 этап – кризис 7 лет, развитие умений (6-11 лет).
Ребёнок впервые начинает жить уже не эмоциями, а чувствами. Появляется мнение о себе и самооценка. Всё становится более долговременным. Появляется реальноеабстрактное мышление (т.е. способность оперировать не только тем что «здесь и сейчас», но и вневременными и удалёнными символами/объектами). Всё это приводит к возможности планировать свою деятельность и вырабатывать самодисциплину для достижения своих целей (да и вообще ставить цели).
Это создаёт основу для развития умений (они появляются как результат долговременных планируемых усилий с высокой дисциплиной выполнения) и организованного взаимодействия с окружающими (именно организованного – т.е. с некоторыми правилами, дисциплиной, ответственностью). Появляется возможность моделирования реальности и анализа информации.
Это последний этап, когда память важнее мышления, конформизм важнее своего мнения, родители/старшие важнее себя и других (а это и есть собственно детское поведение). Далее всё будет ровно наоборот.

На этом биологическое детство заканчивается. Ребёнок вырос, окреп, набрал необходимый минимум знаний и умений и должен выйти в мир и жить уже своей жизнью. Для этого природа включает гормональный механизм, известный каккризис подросткового возраста, пубертатный период (12-14 лет). Начинается идентификация личности (т.е. становление и определение личности).

Взрыв гормонов резко увеличивает количество энергии и начинает «сносить крышу» – т.е. уничтожать влияние родителей (и вообще старшего поколения). Идёт стирание программы конформизма (т.е. послушания старшим). В психике это отражается как резкий негативизм и непослушание. Начинается первая стадия – стадия отрицания, необходимая для того, чтобы оторваться от родителей и освободить место для формирования себя (уже взрослого).
Далее идёт идентификация среди сверстников и поиск иных кумиров (вообще идёт стадия поиска, опробования, пробы сил, выяснение и расстановка статусов). Возникают подростковые ватаги – организованные и пытающие самостоятельно жить и вести свои дела. Пока ещё агрессивно (ещё идёт стадия негативизма).
И уже потом происходит принятие себя (идентификация себя). Именно здесь и появляется взрослый человек. Вернее должен появится (т.е. так биологически запрограммированно).

Конечно будет ещё некоторое дальнейшее становление (16-17 лет – становление сексуальности, 18-25 лет – ученичество в плане умения жить), но это уже жизнь взрослого человека.

В 27 лет рост прекращается, молодость тоже завершается и уже окончательно формируется взрослая личность. И от человека все уже окончательно ожидают взрослого поведения.

Но это в идеале – т.е. так запрограммированно природой (в соответствии с чем включаются соответствующие гормоны, созревают необходимые структуры мозга и вообще тела). Общество же накладывает свой отпечаток на это и чаще всего развитие заканчивается гораздо раньше – ребёнок так и не проходит все необходимые стадии, оставаясь на всю жизнь ребёнком…


Запись опубликована в рубрике Некоторые моменты воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Subscribe without commenting