Воспитание как процесс

Большинство людей с детства приучены воспринимать мир статически, как набор постоянных состояний, событий, вещей. Все окружающие объекты и явления представляются им как постоянные и неизменные.

Если существует завод – то он существовал, существует и будет существовать постоянно и неизменно.

Если существует государство – то оно существовало, существует и будет существовать таким же, всё так же осуществляя все свои функции.

Если существует друг – он всегда будет таким как прежде и всегда должен быть готов помочь.

Если существует семья – она так и будет существовать в неизменном виде.

Конечно на словах они готовы признать что иногда они меняются, но всегда подразумевая что:

– эти изменения происходят где-то далеко во времени и пространстве: в далёком прошлом, в далёком будущем, в других местах и странах;
– эти изменения происходят резко и быстро – скачком;
– эти изменения происходят не с ними.

Поэтому всё представляется стабильным, а возможность изменения допускается как исключения, как временные короткие переходные процессы. Т.е. жизнь представляется ровной с редкими короткими всплесками возмущений или изменений.

Объекты представляются стабильными с момента изготовления до выброса в утиль. Вещь создали на заводе – и она неизменна и постоянна в течении всего срока эксплуатации.

Люди представляются одними и теми же на протяжении чуть ли не всей жизни (в крайнем случае делятся на три периода: ребёнок, взрослый, старик). Знакомые нам люди, друзья должны быть постоянно такими же какими и были. Ребёнок – всегда один и тот же ребёнок, взрослый – всегда один и тот же взрослый, старик – всегда один и тот же старик.

Мир представляется стабильным и постоянным. Государство постоянно, экономика постоянна, работа постоянна. Зарплата, пенсия – тоже. А если нет – кризис!

Если же вдруг происходят какие-то изменения – сразу возникает дезориентация, дезадаптация и страх от нарушения привычных представлений. Сразу возникает ощущение кризиса, страх перед ним и жгучее желание чтобы он побыстрее прошёл. А поскольку кризисы и изменения в современной жизни происходят постоянно, то и этот страх тоже постоянен, как постоянна и дезориентация.

Но есть и другой подход: воспринимать мир динамически, как совокупность процессов. “Всё течёт, всё изменяется”. Все объекты, вещи, события, люди, явления воспринимаются и рассматриваются как процессы – т.е. их свойства постоянно меняются, а сами они постоянно переходят из одного состояния в другое. Мир представляется не как набор стабильных состояний с редкими короткими временными переходными процессами, а как постоянный переходной процесс.

Мир динамичен. В нём всё, единожды возникнув, тут же начинает изменяться.

Вещь, созданная на заводе, тут же начинает стареть, ухудшаются её эксплуатационные характеристики.

Новый автомобиль потихоньку работает всё хуже, ржавеет, изнашивается. С каждым прошедшим месяцем и годом он ездит всё медленнее, гремит всё громче, ест бензина всё больше, ломается чаще.

Иногда происходит процесс иного развёртывания: сперва свойства улучшаются, а уже потом – ухудшаются. Новая обувь сперва разнашивается и становится всё удобнее и комфортнее. А потом уже истирается, изнашивается, теряет внешний вид, постепенно приходя в негодность.

Запись опубликована в рубрике Воспитание как процесс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Subscribe without commenting