Воспитание – что это такое?

Термин вроде всем понятный, все им спокойно пользуются, однако зачастую понимают по-разному. Отсюда множество определений и множество толкований, вплоть до “детей воспитывать не надо“. Поэтому для начала проясним, что же такое воспитание детей.

Воспитание детей – это процесс их вписывания в среду.

Рассмотрим каждую составляющую этого определения. 

1. Воспитание – это процесс. Непрерывный постоянный процесс. Т.е. нельзя один раз и навсегда воспитать ребёнка, после чего сложить руки и почивать на лаврах. Этот процесс будет продолжаться всю Вашу жизнь. Этот процесс будет непрерывно меняться. Будет меняться характер Вашего участия, интенсивность, количество затрачиваемого времени, текущие промежуточные цели, привлекаемые участники процесса. Особенно это хорошо видно на примере мамы: если вначале она практически 24 часа в сутки находится рядом с ребёнком, то потом уже только несколько часов в сутки, а после взросления ребёнка так вообще может быть несколько часов в год. Если вначале она удовлетворяет абсолютно все потребности ребёнка – кормит, поит, одевает, носит, гуляет с ним, – то потом всё меньше и меньше: ребёнок начинает сам ходить, кушать, одеваться…  Зато появляются другие… Да и взаимодействие друг с другом постоянно меняется: если вначале родители абсолютно всё делают за ребёнка, то потом всё меньше и меньше, а в конце уже дети заботятся о родителях. Зато возрастает роль родителей сперва как учителей, а потом как советчиков. Если вначале всему учат только родители, то потом привлекаются и другие: бабушки, дедушки, воспитательницы детсада, учителя в школе и ВУЗ-е, тренеры спортивных клубов, преподаватели музыки, ведущие специальных тренингов, книги и интернет… А ведь ещё будет меняться и окружающий мир. Всё течёт, всё изменяется.

К тому же на каждую стадию процесса оказывает большое влияние то, как прошли предыдущие. Ребёнок получил всё что нужно в своё время – значит в дальнейшем надо будет только поддерживать и развивать это. А если не получил или получил не в полном объёме – значит всю жизнь будет упираться в этот вопрос, постоянно спотыкаясь об него и требуя сверхкомпенсации.

Так, например, если Вы развили у ребёнка в нужное время уверенность в себе, то он по жизни сохранит и разовьёт эту уверенность и будет смело осваивать окружающий мир, идти вперёд и вверх. А не развили, задавили – или будет всю жизнь искать поддержки вовне (и ладно ещё если у Вас), или тратить огромные ресурсы (время, силы, деньги) на специальные тренинги, или использовать разные формы сверхкомпенсации (деньги, должность, насилие…).

2. Воспитание – это процесс вписывания. Т.е. ребёнок обучается разным нормам и правилам взаимодействия в среде и со средой. Причём всегда идёт чёткое разделение этих норм и правил:

– некоторые из них преподносятся как обязательные к исполнению и ребёнок усваивает их как свои собственные (так называемая “мораль”);

– другие изучаются с целью ознакомления (“некоторые люди живут вот по таким законам… понятиям…, думают что…, делают вот так…“) и учитыванию их в отношениях с людьми, исповедующих их (“в чужой монастырь со своим уставом не лезь“);

– третьи являются просто объективными обстоятельствами (“если съешь бледную поганку – отравишься и умрёшь“).

3. Воспитание – это процесс вписывания в среду. Как во внутреннюю (свои тело и психика), так и во внешнюю.

Вписывание во внутреннюю среду – это обучение владению собой. Своим телом и своей психикой. Заботиться о своём здоровье – правильно питаться и одеваться, заниматься физкультурой, соблюдать гигиену… Заботиться о своей психике: быть уверенным в себе и мире, уметь правильно думать, работать с информацией, управлять инстинктами, чувствами и эмоциями, взаимодействовать с бессознательным… Формировать правильные установки, качества, тактики и стратегии, привычки, отношения к себе и ко всему. Радоваться жизни и быть счастливым. Просто уметь жить в согласии с собой наконец. Это всё – основа, на базе которой будут выстраиваться отношения с окружающим миром.

Внешняя (окружающая) среда бывает как биологическая (природа), так и социальная (общество). А нынче уже можно отдельно выделить и техническую среду – совокупность всех технических устройств и программного обеспечения.

Вписывание в биологические среду – это знакомство с природой и учитыванию её законов.

– Какие грибы и ягоды съедобные, а какие ядовитые. И вообще: что есть можно, а что – нет.

– Зимой холодно и надо одеваться, чтобы не замерзнуть, а летом жарко и надо одеваться, чтобы не сгореть на солнце.

– Бывают вот такие животные и они имеют вот такие особенности (“собака может верно служить, а может и покусать”, “кошка очень ласкова и полезна для здоровья и души, но может поцарапать или притащить блох”…).

– Откуда берутся продукты и какие у них особенности (“овощи и фрукты полезны, но если их при выращивании слишком много поливали химикатами, то вредны”, “молоко даёт корова”).

– и многое, многое другое…

Несмотря на то, что современный городской житель всё дальше и дальше от природы, тем не менее многие её законы по-прежнему надо знать, чтобы не отравиться, не замёрзнуть, не заболеть, а наоборот – поднимать качество своей жизни.

Вписывание в социальную среду – это вписывание в общество, т.е. в отношения между людьми и организациями. Именно в отношения, потому что общество – это не совокупность людей, а совокупность отношений (связей) между ними.

– Как надо строить отношения с людьми, а как – с организациями (в т.ч. государством).

– Как строить личные отношения, а как – деловые.

– Подчиняться или прогибаться (когда, с кем и как именно).

– Какое твоё место в обществе, что тебе можно, а что нельзя.

– Какие нормы и правила надо соблюдать обязательно и где, а какие пусть соблюдают другие.

– Как реагировать на различные поступки людей, как поступать самому.
– и многое, многое другое…

При этом надо обязательно учитывать, что:

общество неоднородно – в нём существуют различные страты (классы и социальные группы на основе различных идеологий, религий, национальности, профессии, социальной принадлежности, сексуальных предпочтений, привычек…) и отношения в каждой страте могут отличаться от общепринятых в обществе в целом. Это не говоря уже о разных порядках в разных государствах.

общество постоянно меняется – те отношения, которые были хороши вчера, сегодня уже могут быть неприемлемы (например, вчера был социализм, сегодня – капитализм, завтра ещё что-нибудь может измениться).

– человек как личность – это одно, человек на рабочем месте (“при исполнении”, должность, функция) – это совсем другое. Т.е. человек может быть очень хорошим, добрым, ласковым и нежным, хорошо Вас понимать, сочувствовать и желать добра, но если за это он получит от начальства выговор, лишиться премии, а то и работы, или вынужден будет делать дополнительную работу – он Вам откажет (оштрафует, задержит…), но если Вы его правильно промотивируете, то может и войти в положение.

– есть писаные законы, а есть неписаные понятия; знать и учитывать надо все.

Поэтому вписывание в общество должно быть динамичным и адаптивным, т.е. учитывать конкретную текущую ситуацию в каждый момент времени с возможностью её изменения в следующий. Если перед тобой немец инженер – это одно, православный священник – другое, сотрудник ГАИ (ещё смотря в какой стране) – третье. Причём сегодня это так, а завтра может быть совсем иначе. На работе одно, в личных отношениях – другое. И т.д.

Для вписывания в общество дополнительно формируется и определенная база знаний и умений. Например для нормальной жизни в современном обществе необходимо уметь читать и писать, считать, знать где, как и когда можно достать необходимые продукты и вещи, какие опасности где могут быть, что такое деньги и как их получать…

Вписывание в техническую среду – это обучение взаимодействию со всеми техническими устройствами и их программным обеспечением. Например нынче это сотовые телефоны, телевизоры, компьютеры, автомобили, банкоматы, соковыжималки, вилки, ложки, ножи… Т.е. человек должен уметь:

– позвонить по телефону;

– работать на компьютере;

– управлять автомобилем (а если пешеход – не попасть под колёса);

– снять деньги с банкомата (или положить на счёт);

– пользоваться столовыми приборами;

– и многое, многое другое…

В каждом социальном слое (и у каждого отдельного человека) дополнительно могут быть свои специфические предметы, владеть которыми необходимо. Например оружие, молоток, пила, паяльник, игровая приставка, палочки для еды…

Отдельно можно выделить информационную среду. На современном уровне развития цивилизации информации настолько много, что выучить всё просто невозможно. Невозможно как когда-то раньше выучить некий достаточный набор знаний в школе и ВУЗ-е, которого тебе хватит на всю твою жизнь. Нынче учиться надо постоянно, а значит постоянно добывать новые знания. Какие? Можете ли Вы сейчас сказать, что будет актуально через 20 лет? Нет. Поэтому невозможно и определить этот набор знаний. К тому же ещё и неизвестно чем в итоге ребёнок захочет заниматься по жизни. Т.е. принципиально невозможно определить содержание образования.

В силу этого старая концепция “ребёнок – это пустой сосуд и надо влить в него необходимый набор знаний” сейчас устарела. Да и не нужны уже сейчас “ходячие справочники”, воспроизводящие под копирку ранее прочитанное.

А что сейчас нужно?

Сейчас уже гораздо важнее другое – умение работать с информацией. Находить нужную информацию, анализировать её, понимать как её можно применить и конечно создавать новые знания. И всё это – достаточно быстро. Вот именно этому – поиску и анализу информации и нужно учить детей. Дело это непростое – в спецслужбах для этого существует специальная аналитическая разведка – но очень нужное. Кстати, пока будете учить этому своего ребёнка – и сами заодно научитесь J Весьма полезно будет и для Вас лично.

Вся совокупность этих пунктов и образует воспитание детей. Именно такое представление о воспитании позволяет наиболее адекватно его воспринимать и реализовывать в реальном мире. Иногда ограничиваются представлениями типа “Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений” (Википедия). Однако здесь не учитывается, что сама по себе никакая система “качеств личности, взглядов и убеждений” не нужна и смысла не имеет. Она нужна лишь для взаимодействия, для выстраивания отношений с собой и миром, т.е. в рамках более глобальной системы. И занимаясь лишь построением убеждений легко упустить из вида для чего они нужны, а значит – оторваться от реальности, выпасть из жизни. Поэтому всегда надо вначале ответить на более общие вопросы, чтобы не увязнуть в частностях. И всегда держать в голове цель: “Для чего?” Жизнь – это не состояние, жизнь это постоянные изменения, этодинамика. Жизнь – это отношения, взаимодействия с собой и окружающим миром. И воспитывая детей – всегда это учитывайте.

Запись опубликована в рубрике Воспитание – что это такое?. Добавьте в закладки постоянную ссылку.