Формирование поведения детей

Смотрю я сейчас на Таисию и поражаюсь насколько явно сейчас разворачивается в ней то, что мы в неё заложили своим поведением. Именно поведением, а не словами-наставлениями.

Она прямо копирует наши слова, наши реакции на события, нашу манеру говорить. Конечно вносит при этом свои дополнения-оформления-нюансы, но суть остаётся. Причём иногда суть, доведённая до абсолюта. И общается с сестрёнкой зачастую точно копируя поведение жены или меня…

А чего она не видит в нашей семье и вообще вокруг – особо и не делает. Так например у нас в семье и вообще в нашем кругу не принято драться между собой. Как-то незачем нам с женой драться :) И гости не дерутся. Так и девчонки между собой практически не дерутся. Для меня это даже немного удивительно – я как-то по своему детству привык что дети больше дерутся… И никто ведь не запрещает, даже наоборот – и я, и жена всячески наставляем стукнуть если кто лезет. Так ведь нет! Максимум стукнут разок иногда – и всё. Однако… Хотя здесь тоже всё понятно – мы их долго и упорно учили договариваться между собой, обмениваться, вместе играть, и т.п. Ладно, в свет выйдут – посмотрим…Впрочем, если научаться решать вопросы без кулаков – даже лучше будет – девочки всё ж :)

Чувствуется растёт цивилизованный человек. Я даже задумался… Надо устроить немного другие условия для тренировки и расширения кругозора. А то подумает ещё, что все вокруг разумные…

Юнг был прав :)

Но не во всём – целенаправленное постоянное обучение тоже формирует чёткие стереотипы поведения. Та же наша постоянная учёба умению договариваться, обмениваться, вместе играть, без запретов на иные формы поведения (типа драк и отниманий, игр в однёху) – сформировала явно выраженные предпочтения в формах отношений. Это предпочтение, кстати, образовалось по одной объективной причине – оно эффективно. Оно реально помогает достигать своих целей, удовлетворять свои желания. Поэтому девочки и используют их.

Обучение боевым играм тоже сформировало определённый вариант поведения. Пока правда только «в ответ на». Превентивному насилию похоже придётся учить позже – когда сознание подрастёт. Хотя кто знает, смотря кто будет вокруг…

Во всём этом хорошо видна одна важная особенность свободного воспитания: чтобы ребёнок что-то не делал – вовсе не обязательно это запрещать. Достаточно терпеливо и целенаправленно учить другим, более эффективным формам поведения. Не запрещая, а постоянно объясняя и разъясняя что и почему. Как ни странно, но уже в 2 года (если не раньше) ребёнок всё прекрасно понимает. Я подозреваю, что он понимает при этом не слова, а общий смысл, тон, эмоции родителей. Слова нужны больше самим родителям для самонастройки себя. Конечно всё это сильно зависит от того, как всё это говорить – необходимо говорить чётко, уверенно, спокойно, просто.

Если нервно, испуганно, раздражённо, с ужасом или злостью, запрещать – посадится невроз и тормоз. Если спокойно объяснять что такое действие нежелательно потому что… («мне неприятно, я не хочу, мама расстроится, вода испортит игрушки, если ты замёрзнешь – то заболеешь…») – невроза не будет. Будет ясное сознательное понимание того, что делать нежелательно, почему и в каких условиях. Нормальная адаптация. Ведь чем хорошо сознательное понимание? – Его можно легко менять – адаптировать под изменяющие условия окружающего мира, подбирая наиболее эффективное поведение.

Отсутствие запретов само по себе не порождает нежелательные действия. Даже скорее наоборот. Нет запретного плода – нет и его сладости. Отсутствие запретов скорее порождает отсутствие неврозов. Хочу – делаю. Свободно, нормально, легко, доброжелательно. Нет запретов – нет накопленной агрессии. Естественно, если родители помогли найти эти социально приемлемые формы достижения цели. А точнее – социально приемлемое оформление своих действий с вариациями в зависимости от условий окружающей среды.

Запись опубликована в рубрике дневник Таисии, Некоторые моменты воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Subscribe without commenting