Алгоритм Решения Задач Родителей. Начало

А не замахнуться ли нам, дорогие друзья, на всеобщий Алгоритм Решения Задач Родителей (АРЗР)? У родителей постоянно возникают разные задачи, проблемы, которые необходимо решить. Так почему бы не вывести общий алгоритм? Если он конечно вообще есть :) А вот как раз и узнаем, пока будем выводить :) В конце концов вон АРИЗ же вывели!

 

Сразу оговорюсь, что ТРИЗ я не читал, но что-то о нём слышал. В основном хорошее :) Зато читал много чего другого, так что буду беззастенчиво пользоваться всеми известными мне достижениями человеческой мысли.

 

Выводить АРИЗ буду на примерах. Вот возьмём сейчас один пример и выведем на его основе алгоритм. Если не поленюсь – буду брать и другие примеры и смотреть что получится из их.

 

Кстати! Можете попробовать это сделать сами – а что получится у вас? Лучший АРЗР войдёт в сокровищницу достижений человечества :)

 

Ну, поехали!

 

Берём пример:

«Если ребёнок ленив – что делать?»

 

Многие родители переживают по поводу того, что их ребёнок слишком ленив и ничего не хочет. Я сам время от времени переживаю за Таисину лень, когда становлюсь слишком уставшим и серьёзным :)

 

Как же бороться с ленью? Как победить лень?

Шаг первый. А надо ли вообще решать задачу в такой формулировке?

 

Первое, что надо усвоить – с ленью бороться не нужно :) Лень – очень полезное качество, помогающее человеку не делать ненужные ему дела. Бессознательное чует ненужность лично ему этих напрягов, а работать ради чужих целей – ну нафиг! Так что расслабьтесь и учитесь пофигизму :)

 

А когда Вы захотите сказать «Но он же должен… !» – первым делом спросите себя: «Кому и что ребёнок должен и когда он успел задолжать?» И покажите его долговую расписку :) Чья подпись стоит там внизу? :)

 

Итак, получили что с ленью бороться не нужно.

А что и кому нужно?

 

Шаг второй. Кто Заказчик задачи? Чьи интересы мы помогаем отстоять и продвинуть? В чём заключаются эти интересы?

 

Вторым делом спросите себя: «Кому это надо? Кому надо чтобы ребёнок это делал?»

Самому ребёнку? – С чего это вдруг? Вообще-то всё, что ему действительно надо – он сделает сам и очень быстро. Заставлять не придётся. И Вас при этом ещё замучает своей инициативой, вопросами и требованиями. К тому же Вы что – ясновидец и точно знаете, что ему пригодится через 10-20-30-40 лет?! :)

Родственникам, знакомым, соседям, воспитательницам, учителям? – Их проблемы. Вежливо выслушайте и забейте.

Вам самим? – Ну так и скажите, что это Вам нужно, потому что вы хотите… или не хотите… Другое дело – давайте тогда его и решать без лишнего чувства вины, обязанности ребёнка и раздражений по этому поводу.

 

Всё гораздо проще, если расслабиться, махнуть рукой на условности и разрешить себе иметь свои интересы. И прямо их представлять и отстаивать. Легко так, пофигистично, не напрягаясь. Ну какая же на самом деле может быть борьба с маленьким ребёнком? :)

 

Итак, Вы что-то там хотите, а ребёнок нет.

Следовательно Заказчиком являетесь Вы и мы будем отстаивать наши интересы.

 

Как?

 

Шаг третий. После определения Заказчика проверяем ещё раз необходимость решения задачи.

 

А может лучше забить? Ну нафиг! Что, без этого совсем Вам никак? За него не переживайте – он-то выкрутится: если ребёнка не учить (т.е. не вешать лапшу на уши)  – он как-то ловко выкручивается и хорошо устраивается :)

 

Шаг четвёртый. Переформулируем задачу в соответствии с предыдущими выводами. Делаем её конкретной, но достаточно широкой.

 

«Как сделать так, чтобы ребёнок не ленился?» – это слишком общая формулировка и потому неконкретная. И ответ на этот вопрос также будет очень общим и неконкретным. Надо уточнять.

 

Возьмём к примеру ситуацию, когда маленький ребёнок ленится одеваться самостоятельно. Формулируем вопрос: «Как сделать так, чтобы мне не приходилось самому постоянно одевать ребёнка?» (между прочим, это не требует необходимости ребёнку одеваться самостоятельно – возможны варианты)

 

По моим личным наблюдениям правильная переформулировка задачи даёт до 30% её решения. Я часто сталкивался с этим в жизни. Иногда достаточно просто шире взглянуть на вопрос – и ответ напрашивается сам собой. А иногда и решается сам собой. Сохраняя от многих лишних усилий и исправления этих ненужных действий.

 

Шаг пятый. Определяем тип задачи – стратегический или тактический?

 

Стратегические задачи – это такие задачи, которые должны быть решены на длительный период времени. Надолго. Т.е. должны, однажды будучи решенными, саморазрешаться ещё долго.

 

Например, необходимо чтобы ребёнок научился в итоге кушать сам и далее ещё очень много лет кушал сам. Без Ваших усилий при каждом кормлении. Самостоятельно. Вы и учите его самостоятельно держать ложку и прочим премудростям.

 

Тактические задачи – это задачи сиюминутные, однодневки. Сделал и забыл.

 

Например, Вы именно сейчас опаздываете и Вам надо сейчас быстро одеть ребёнка. Тут можно забить временно на самостоятельность и просто быстро одеть его самому. А далее вернуться к стратегической задаче. Важно лишь чтоб подобное часто не повторялось. Если же повторяется – у Вас явно есть нерешенная стратегическая задача.

 

В нашем примере тип задачи – стратегический. Ребёнок должен одеваться без нашей помощи много лет.

 

Шаг шестой. Проверяем возможность перекладывания решения задачи на самого ребёнка.

 

Здесь есть одна особенность: как и у любого руководителя главной является задача переложить работу на других, но так, чтобы она была гарантированно выполнена. В случае с ребёнком это означает, что Вы должны:

– трезво оценивать уровень его развития в соответствии с возрастом  (его способности к планированию, ответственности, дисциплинированности, пониманию причинно-следственных связей);

– уметь грамотно создать необходимый контекст;

– объяснить доступным языком и всем своим поведением ребёнку новые правила;

– твёрдо, чётко, последовательно, доброжелательно их претворять в жизнь.

 

Если таки его бездействие Вас допекло – надо что? Правильно – надо переложить проблему, её решение и ответственность на ребёнка :) Нафига нам заниматься чужими проблемами? – Пусть сам занимается! И вообще полезно быть самостоятельным, уметь решать проблемы и вообще это… (добавьте несколько умных фраз по своему предпочтению)

Поэтому делаем просто:

– Не ругаем, не требуем, не наказываем ребёнка. Просто озвучиваем ситуацию и варианты.

– Создаём ситуацию, в которой ребёнку придётся вести себя желаемым для Вас образом, потому что остальные варианты гораздо хуже. Это не Вы заставляете, требуете, наказываете – это сама ситуация вот так сложилась. А Вы что? Вы тут вообще не при чём :)

 

Пример из личной жизни.

Таисия у нас не любит одеваться сама – любит чтоб другие одевали её. Ну, пока была маленькая – ладно. Но потом подросла и нам это надоело. Не одевать же её всю жизнь :) Да и в садик скоро надо было… Попробовали просто предложить ей самой одеваться – вот ещё! Ладно, дело хозяйское – каждый волен делать что он хочет :)

Сделали просто: каждый раз, выходя на улицу, предлагали Таисии одеться самой. А если не хочет одеваться – на улице холодно и мы поэтому не можем её взять с собой гулять – тогда придётся ей дома оставаться одной. Пару раз так и осталась. Потом дошло…

Тем не менее, она далеко не всегда одевается сама –  в садике ей добровольно и с радостью помогали одеваться другие дети. А что – по условию задачи такой вариант вполне допустим :)

 

Далее теоретически напрашивается

Шаг седьмой. Решаем задачу самостоятельно.

 

Но у нас в данном примере его нет – мы удачно спихнули проблему на самого ребёнка :)

Хотя возможно он где-то есть…

 

Есть предположение, что выполнение решений стратегических задач хорошо перекладывается на других (это следует из самой сути стратегических задач), а тактические задачи чаще придётся разруливать самому.

 

Ну и куда же без воплощения в жизнь! Поэтому

Шаг восьмой. Реализация решения.

 

Здесь главное соблюдать последовательность: сказал – сделал. Такая ситуация – значит такая. Не поддаваться на слёзы, истерики, обиды, недовольства. И при всём этом – не ругаться, не кричать, не требовать, не спешить, не наказывать. Спокойно и даже доброжелательно ставить перед фактом. Спокойно принять любой его выбор. Если при этом ребёнок будет недоволен – искренне удивиться: «Но ты же сам решил так!»

 

Простой, но железный алгоритм: если А – то Б, иначе В. Без вариантов. Один раз дадите поблажку – всё тут же пойдёт прахом  – ребёнок поймёт что это всё не по-настоящему. Дети – они такие умные! :)

 

 

Пока вот так :)

Предлагайте свои варианты

 

P.S. Надо будет ещё написать признаки правильного решения задачи…


Запись опубликована в рубрике АЗРК, дети с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.